- Кроме всем известной музыки из оперы Чайковского «Пиковая дама» я использовал произведения двух композиторов-современников XVIII века: Андре Гретри (1741-1813) и графа Сен-Жермена (дата рождения неизвестна-1784). Надо сказать, что граф Сен-Жермен (реально существовавший человек, пользующийся широкой славой алхимика в своё время), разумеется, был всего лишь композитором-любителем, однако многие его сочинения были изданы, а также записаны. Как известно по сюжету повести, именно Сен-Жермен нашептал Графине секрет “трёх карт”. Вот почему я счёл необходимым использовать его музыку, а именно Сонату c-moll для скрипки соло и баса континуо (из цикла “Семь сольных сонат для скрипки и basso continuo” соч. 53-39, опубликованы в 1758 году в издательстве Дж. Джонсона). Эту музыку очень легко распознать во всех эпизодах спектакля, так как она почти всегда звучит в тембре клавесина, или же клавесина и скрипки. Другое произведение, которое я использовал – ария Лоретты из оперы Андре Гретри «Ричард-львиное сердце» - интересно прежде всего тем, что его процитировал сам П.И.Чайковский, вложив в уста Графини (сцена в спальне, романс Графини «Je crains de lui parler la nuit…»). Знал ли Пётр Ильич, что премьера оперы «Ричард-львиное сердце» состоялась в год смерти Сен-Жермена (1784), мне не известно, но этот факт удивляет своим мистическим совпадением. Именно поэтому в моём прочтении эти два произведения слиты воедино одной характеристикой, они проходят лейт-темами на протяжении всего спектакля, часто полифонически дополняют друг друга и олицетворяют сторону «зла», характеризуя Сен-Жермена...